Отзыв о выставке в Омском литературном музее имени Ф.М. Достоевского "Шептал бумаге карандаш…"

Сергея Есенин. Иллюстрация

С 14 июля по 15 октября 20015 года в Омском литературном музее имени Ф.М. Достоевского работала прекрасная выставка из коллекции известного собирателя есенинианы Ивана Андреевича Синеокого «Шептал бумаге карандаш…». На выставке была представлена поэзия Сергея Есенина в экслибрисах. (Экслибрис – книжный знак, удостоверяющий владельца книги).

Год Литературы в России совпал с юбилейной датой поистине всенародно любимого поэта Сергея Есенина, со дня рождения которого 3 октября 2015 года исполнилось 120 лет.

Своими впечатлениями от этой выставки мне и хотелось бы поделиться со своими читателями.

Уникальная коллекция И.А. Синеокого насчитывает более двухсот книжных знаков есенинской тематики. Экслибрисы выполнены такими мастерами книжной графики, как К.С. Козловский, Ф.Д. Константинов, Е.Н. Тиханович, А.С. Мистецкий, Р.В. Копылов и другими. Они представляют портретные (иконографические) изображения С.А. Есенина, а также основные мотивы лирики и сюжеты известных стихотворений поэта.

С огромным удовольствием рассматривал я произведения книжной графики и был просто счастлив случаю подержать в руках первую, изданную в 1916 году книгу поэта «Радуница». Внешне она выглядит скромно и просто, давно побуревшая бумага. Но её истинная красота и художественность заключается в стихах. Приведу лишь несколько строк:

Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари,
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,
Только мне не плачется – на душе светло.
***
Гой ты, Русь, моя родная
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.

На этой книге, как и на всех экспонатах выставки красовался книжный знак – экслибрис. Такая книга имеет особую ценность, её хочется долго и с особым трепетом держать в руках, перелистывать их страницы. Ведь стиль и техника исполнения экслибриса отражала дух и моду эпохи, в которой он был создан.

Об «Есениане» Ивана Андреевича Синеокого

Изучению жизни и творчества Сергея Есенина Иван Андреевич Синеокий посвятил всю свою земную жизнь. Чтобы читатель мог увидеть, что собой представляла есениниана – коллекция И. А. Синеокого о С.А. Есенине – приведу лишь один факт. В 1975 году в Омском музее изобразительных искусств в нескольких залах проходила выставка экспонатов из этой коллекции. На выставке было представлено колоссальное богатство выставочного материала.

Иван Андреевич собрал все, что было выпущено, издано С. А.Есениным при жизни, и все, что было напечатано после его смерти. Здесь можно было увидеть документы, материалы, хранившиеся в единственном экземпляре только у него, Ивана Андреевича! Экспонаты были размещены с большим художественным вкусом, удобны для обозрения. Их количество превышало 5 тысяч. Выставку посетило тогда 73 тысячи омичей и гостей города.

Собрание материалов И. А.Синеокого о С. А.Есенине было признано одним из самых полных в России.

Я тоже отношу себя к поклонникам жизни и творчества Сергея Есенина, поэтому преклоняюсь перед Иваном Андреевичем Синеоким за его Есениниану.

Слова и душа в поэзии С. Есенина

Сергей Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэти­ческого самораскрытия, даром улавливать и передавать тон­чайшие оттенки настроений, которые возникали в его душе. Нас покоряет и захватывает в песен­ный плен удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа.

Его поэзия очень музыкальна: его стихи прекрасно ложатся на музыку. Несложные аккорды, перебор – любое стихотворение уже песня. Более 100 стихотворений С. Есенина положено на музыку. Как и в поэзии автора неразрывны слова и душа, в песнях слышна гармония голоса и души.

Мне бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенин­ская березка – самый любимый образ поэта; и его старый клен на одной ноге, стерегущий голубую Русь, и цветы, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки.

Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели – дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной.

В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной по­эзии, фольклора. На мой взгляд, благодаря Сергею Александровичу многие русские слова из народного говора сохранились для нынешних поколений. Ведь прочитав стихотворение, можно найти непонятные слова в словаре или Интернете. Это ведь история нашего языка, культуры.

Природа у Есенина много­цветна, многокрасочна. Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «вечером синим», «синий май», «синь, упавшая в реку») выражают чувство любви и нежности («заметался пожар голубой», «голубая кофта», «синие глаза», «парень синеглазый»).

Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина суще­ствуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить отношение к миру.

«Искус­ство для меня, – отмечал Есенин в 1924 году, – не затейли­вость узоров, а самое необходимое слово того языка, кото­рым я хочу себя выразить». Природа у Есенина – не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она – любимый герой поэта, она неотде­лима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
***
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

В стихах Есенина ясно видны и милосердие, и сочувствие, и любовь ко всему живому в мире. Его стихотворения были и будут образцом искренности, добра и любви ко всему живому.

За что я люблю Есенина?

За искренность, за любовь к природе и воспевание родного края и за многое другое.

Ни одного поэта нельзя спутать с ним. Для меня, сельского жителя, ценителя природы, очень близки его стихотворения, в них я чувствую что-то очень близкое, родственное и понятное. Я люблю С.Есенина за красоту слога, звучность и откровенность. Он писал о любви, радости и боли, его стихи красивые и сильные.

Мне, как пчеловоду, приятно отметить, что Есенин в своих стихах неоднократно упоминал о пчёлах и пчеловодстве, а также о цветах. Этим он внёс свой вклад в пчеловодную хрестоматию.

Дробь копыт и хрип торговок
Пьяный пах медовых сот.
***
О мед воспоминаний!
О звон далёких лип!
***
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз.
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом мёда и роз.

Эти строки так просты и живописны. Так может писать только человек гениального дарования, каким и является С. Есенин – один из лучших художников слова.

Еще меня привлекает в стихах С. Есенина их оригинальная образность. Его стихи искренние и глубоко лирические. Они наполнены любовью к людям, ко всему живому на земле. Природа в стихах Есенина живёт неповторимой поэтической жизнью. Она в постоянном движении. Поэт обладал способностью одушевлять неживые предметы. И поэтому в его стихах, как в древних песнях и народных сказках, у изб, деревень, цветов, лошадей, ветров – чуткие человеческие души. Есенин наблюдал всё это с раннего детства, именно поэтому оно вошло в его жизнь и в душу. Это позволило ему писать выразительные стихи с горячей любовью, нежностью, необыкновенно образно, неповторимо, самобытно, неотразимо сильно.

Клён в поэзии Есенина

Мне думается, что о клёне никто лучше Есенина не написал. Его первые поэтические строчки именно о клёне:

Там где капустные грядки
Красной водой поливает восход
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.

Считаю, что на свете нет стихотворения о дереве, равного есенинскому стихотворению о клёне, стоящем под зимней метелью:

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Представляет интерес тот факт, что поэт в своём обращении к клёну употребил притяжательное местоимение – мой. Это не только называет адресата речи, но и характеризуют отношение самого автора к любимому дереву – отношение проникновенное, задушевное, всегда искреннее. Есенин обращается к дереву, как к живому существу, как к соседу или приятелю.

У Есенина собственный стиль в подборе изобразительных средств, которыми поэт характеризует клен. Это «клененочек маленький», «старый клен», «клен на одной ноге», «подгнивший под окнами клен», «клен опавший», «клен заледенелый».

Такое личностное отношение поэта к клёну вызвано тем, что клен стал не просто спутником нелегкой поэтической судьбы Есенина, но и его задушевным другом.

Я где-то читал, что клён имеет магическое свойство. Это дерево помогает обрести душевное равновесие людям всех типов, несёт успокоение, уверенность в себе. Это дерево внутренней силы и уравновешенности. Оно не обидчиво: принимает на себя все эмоциональные взрывы, освобождает от кипящих страстей.

Думается, обращение Есенина именно к клёну не случайное. Это дерево помогало ему гасить эмоциональные взрывы.

Заключение

Поэзия С.А. Есенина глубоко человечна. Она будет вечно покорять наши сердца любовью к человеку, природе и помогать в трудные минуты.

Время не властно над поэзией С. Есенина. Лично для меня его стихотворения были и будут образцом искренности, добра и любви ко всему живому.

Разделы блога
Теги
Последнее
  1. "Пчёлы и мёд" Дмитрий Васильевич Толстой
  2. Медовые пряники с глазурью
  3. Медовая коврижка
  4. Шарль де Костер «Легенда об Уленшпигеле» (отрывок)
  5. Пряники – старинное русское лакомство
Комментарии
  1. Ломакина Лена Диастазное число меда. Что это и как определить?
  2. Лайкова Татьяна Оплодотворение пчелиной матки
  3. Дорошенко Александр Загадки о пчёлах
  4. Леонтьев Николай Освещение и вентиляция зимовника
  5. Легашова Светлана Обработка пчёл бипином
  6. Дорошенко Александр Блогер Александр
  7. Дорошенко Александр Пословицы о пчёлах
  8. Проценко Наталья Пословицы о пчёлах
  9. Зюзгин Ваня Загадки о пчёлах
  10. Ирина Посадка роя